Радуцкий Марк (aezrach) wrote,
Радуцкий Марк
aezrach

Categories:

Президент во главе гражданской власти

Сегодня в израильском обществе есть один , но всобщий консенсус – осознание кризиса структуры Власти . Но на самом факте осознания консенсус и заканчивается . Одни видят выход из кризиса в усилении вертикали самой Власти ( иполнительной , судебной , законодательной ), другие в усилении власти Гражданина , гражданского общества , который является сувереном власти в государстве.


Следующая
Усиление вертикали Власти кажется многим простым и естестественным. решением того политического кризиса , в котором оказалась система государственного управления. Сильная и более "единоличная власть" всегда выглядела как наиболее легкий способ решения общественнополитических проблем, особенно на фоне проигранных войн. Однако, более пристальный анализ предложения ввести в Израиле президентское правление показывает, что такой шаг только усугубит существубщие проблемы, и , напротив , создаст новую проблему - уничтожит последние признаки нашей демократии, реальной, а не декларативной.
Чтобы понять суть предложения, необходимо обратить внимание на применение политических режимов президентского и парламентского правлений в новейшей истории. Сегодня "чистое" президентское правление существует в США и различных тоталитарных и полутоталитарных странах. Большая часть демократических стран живет в условиях парламентской политической системы. И часть (например Франция, Россия, Украина) используют смешанный политический режим, причем они отличаются наиболее высоким уровнем бюрократизации и коррупции среди демократических стран. В США институт президенства существует как гарант федерального центра при значительной самостоятельности штатов, которые, по сути, являются автономными государственными образованиями с очень широким уровнем автономии всех их ветвей власти -законодательной, судебной и исполнительной. Применение президентского правления в небольших странах, не являющимися федерациями, неизбежно приводит их, в лучшем случае, к авторитарному правлению элит и номенклатур.
Введение президентского правления в Израиле неизбежно привратит его в "народную демократию" латиноамериканского типа. Механизм такого устойчивого президентского правления гениально описан у Маркеса. в его « Осени патриарха»

Мы уже имели "счастье"наблюдать первый, на наше счастье абортивный, опыт начала такого правления сильного лидера во главе партии власти. Суррогат президентского правления уже был испробован в Израиле в виде прямых выборов главы правительства. Таким "полупрезидентом" был Э.Барак, кторый нашел только одно применение своему мандату -- сбежал из Ливана. Вторым А. Шарон, результаты правления которого мы сейчас переживаем.

В качестве главных аргументов., кроме устойчивости Власти, как таковой.
, приводят и необходимость реального разделения законодательной и исполнительной власти в стране...

Однако в Норвегии, например, эту проблему решили намного проще, без создания сильной Вертикали власти. Просто запретили депутатам парламента занимать министерские кресла. Подобная инициатива сушествует и в Израиле, и была предложена Натаниягу еще в конце 90-х.
В основе инициативы о введении президентского правления лежит представление о том. что проблемы страны являются следствием отсутствия достаточной централизации исполнительной власти, и необходимости ее укрепления созданием жесткой "вертикали Власти" , даже еще более жесткой чем вертикали власти а-ля Путин . Ведь даже в России , пока , как и у нас , существует полупрезидентское правление , когда Президент не является главой исполнительной власти. И наоборот , когда глава правительства не является главой государства.
В Израиле можно очень часто услышать о декоративности нашего института президенства , о его бессмысленности и ненужности. Можно согласиться с первым утверждением. Наш институт президенства действительно более декорация , чем политический институт. Только право Президента выбирать того депутата кнессета ,у которого , по результатам всеобщих выборов есть больше шансов сформировать правительственную коалицию , а также право подписи при назначении судей , сохраняет Президента , как политическую фигуру.. По сути же уже сегодня глава правительства узурпирует ряд функций главы государства .
За призывами совместить институт главы правительства и институт главы государства , кроется непонимание того . что глава государства представляет отдельную . и основную , ветвь власти . Как и непонимание того , что разделение этой ветви власти , от других ее ветвей- исполнительной , судебной и законодательной – главный залог как демократии , так и зффективности управления государством.

Президент представляет собой верховность власти Гражданина , как суверена власти , над государственными структурами , обеспечивающими текущее управление государством , власть народа над его « слугами».
Сегодняшняя слабость института Президента это слабость Гражданской власти. Когда право роспуска кнессета и отставки правительства принадлежит самим кнессету и правительству , а не гражданскому обществу в лице Первого Гражданина , Президента государства , мы получаем коррумпированное управление государством , пренебрегающее нашими национальными интересами , относящееся к воле граждан государства как к « пропеллеру».

Наше , граждан , « пропеллерное» состояние особо показательно в отношении законодательной власти к введению в Израиле института референдумов , хотя бы по наиболее важным вопросам . таким как изменение политической системы , территориальные изменения , реформы образования и системы социального обеспечения . Кнессет , последовательно , отвергает саму идею референдумов , как покушение на свои прерогативы. Кнессет . выбранный на четыре года , считает себя вправе единолично , не обращаясь к народу , решать вопросы будущего этого самого народа. Более того , он , кнессет , отказывается провести хотя бы референдум на тему , а согласны ли граждане с отказом кнессета признать за ними , гражданами, право непосредственного решения наиболее важных для их будущего вопросов.

Если мы , граждане , не хотим быть безучастными зрителями на собственных похоронах , то мы не можем согласиться с сегодняшним положением , когда наши « зкономки « , исполнительная . судебная и законодательная власти , превратились в « домовладельцев» нашего государства. Но мы только окончательно превратимся в гостей в собственном доме , если позволим одной из этих экономок
стать единоличным правителем государства
.

Однако , само по себе усиление института Президента над всеми тремя ветвями власти , путем передачи ему дополнительных прав отставки правительства , назначения досрочных выборов и проведения референдумов , усилив гражданскую власть , не решит кардинально проблему ее реальной верховности над бюрократическими государственными структурами.

Президент является только главой гражданской власти. При отсутствии развитого и активного гражданского общества , глава этого общества , глава государства , неизбежно превращается в декоративную фигуру .
Современные информационные технологии дают гражданскому обществу возможность восстановить суть демократического режима , путем усиления Гражданской власти , через развитие институтов прямой и активной демократии.

Представительская демократия не является сутью демократии как таковой. Основной институт представительской демократии - парламенты , не являются не только обязательной составной политического режима демократии, но и его гарантом. Они возникли как сословные представительства во времена расцвета абсолютизма и были ислользованы как технический компромисс при становлении демократических режимов.Осуществление Власти Народа(вернее граждан), до информационной революции, было возможно только путём ограниченного во времени правления выбранных народом представителей.По сути парламент является антидемократическим институтом весь период своей деятельности между выборами. Особенно , когда выборы все более превращаются в политтехнологические игрища. Будучи выбранным , парламент превращается в наддемокртический , независимый от народа орган . Так Кнессет откровенно превратил себя в закрытый от общества политический клуб, используя законы финансирования партий за счет налогоплательщиков, распределения времени предвыборной пропаганды на основе представительства партий в предыдущем (!!??) созыве кнессета и запрете общественной законодательной инициативы.
Гарантами демократии как суверенной власти народа являются  институты Президента ( отдельного от института главы исполнительной власти , главы правительства )  и БАГАЦ (  отдельный от судебной ветви власти ) . Но никак не кнессет .
Политика узурпации кнессетом верховности власти Гражданина провоцирует и другие ветви и центры власти к "борьбе за это"
Верховный Суд открыто проводит политику "судебного активизма", в ходе которой пытается узурпировать часть законодательной власти. Как верховный орган Судебной ветви власти, Верховный( аппеляционный) Суд просто узурпирует функции Высокого ( конституционного) Суда Справедливости ( БАГАЦа) , который призван решать конфликты между ВСЕМИ ( включая саму судебную власть) ветвями власти, и между ними и Гражданином.
Правоохранительные органы , прокуратура , министерство финансов , канцелярия главы правительства – все они участвуют в « феодальной» борьбе за власть . Протуберанцы этой нешуточной борьбы мы наблюдаем в виде коррупционных и сексуальных скандалов.
Междоусобная борьба за власть создает видимость гласности и демократического процесса. Однако это только видимость.Реально политический режим Израиля НЕ ДЕМОКРАТИЯ. Это элитократия, замаскированная под демократию тонким фиговым листком всеобщих выборов.
Феодальная борьба элит за власть, особенно на фоне жизненно необходимой демонололизации и реальной приватизации псевдочастного сектора,требующих резкого уменьшения госрасходов на содержание элит и прекращения налогового грабежа рядовых граждан неизбежно ведет к тоталитаризму и автократизму.
Введение президентского правления значительно облегчит элитам и номенклатуре их задачу. Используя централизацию власти, создание ее Вертикали для борьбы с "феодальной" междуусобицей ветвей и центров власти , мы добиваем последние признаки нашей демократии. В этих условиях президентское правление неизбежно превратится в абсолютную монархию, оформленную фарсом выборов в условиях полностью контролируемых элитами СМИ
Единственный выход из создавшегося тупика – создание активного и эффективного гражданского общества , создание институтов Гражданской Власти , способных к решительному , но конструктивному диалогу со всеми ветвями Власти на языке гражданских инициатив.
Политическим институтом этого общества должны и могут стать институты прямой демократии . В первую очередь институты референдумов - национального , общегражданского и муниципальных .

Трудно представить себе , что все опасности введения в Израиле президентского правления ускользнули от внимания инициаторов его введения. По видимому у этой внутриполитической инициативы есть и другие , скрытые мотивы. Если сопоставить предложение о введении президентского правления с некоторыми другими инициативами , то картина несколько прояснится. Две другие « глобальные» инициативы касались обмена территорий с населением и введения выбора части депутатов кнессета по одномандатным округам.
Демографическая бессмысленность обмена стратегически важной территории в Вади Ара с всего 10% от общего количества израильских арабов , всегда вызывала недоумение . Особенно когда вся инициатива была заявлена как радел еврейского и арабского населения в Западной Палестине.
Однако смысл этого предложения , как и предложений об изменении системы выборов и формы политического режима , становится понятным если рассмотреть их вместе в контексте плана кантонов , преждоженной Раананом Вайцем более 30 лет назад .

Программа Вейца основана на идее существования западной Эрец Исраэль в качестве единой федеральной единицы, где власть и полномочия будут распределены между местными лидерами, несущими ответственность за подвластное им население в рамках автономных кантонов. По этому плану будет поделена вся страна на восемь кантонов, пять из них – в основном еврейские в большей или меньшей степени согласно муниципальным границам, имеющим место в государстве Израиль, и три из них – в основном арабские, один в секторе Газы и два разделят между собой Западный Берег на север и на юг. Причем Иерусалим лежит между ними и будет иметь особый статус
Каждый кантон – по плану Вейца – будет совершенно автономным и будет вести самостоятельно все свои внутренние дела – образование, здравоохранение, социальные службы, вопросы религии и т.п. – в то время, как правительство федерации, позаботится о безопасности государства и будет вести внешнюю политику и финансы, и периодически будет проверять положение в кантонах и координировать их деятельность. Деление между пятью кантонами с преобладающим еврейским населением и тремя арабскими кантонами обеспечит еврейское большинство в федеральном правительстве. Такое федеративное государство несомненно требует президентского правления по примеру США .
Этот план демонтажа национального еврейского государства сегодня принят на вооружение Либерманом и партией НДИ . По сути  НДИ выступает против Декларации Независимости  и по Закону не может быть допущена к выборам

План кантонов требует , если кто то пытается его реинкарнировать , открытого публичного обсуждения , а не предварительной внутриполитической реформы  и введению авторитарного правления для его осуществления . Это весьма проблематичный концепт решения конфликта , причем события последних лет только подтвердили всю прожектность программы Вайца.

Subscribe

  • Байден и К как администрация "хромой утки"

    Еще не приступив к власти левые в Вашингтоне впали в состояние истерики " Посещение" народом цитадели их власти в Конгрессе открыло им то, что…

  • Размышлялки

    Опустить оборзевшего тов Сахерберга в ФБ задача не одного дня А опустить его можно только на деньги Во первых, нельзя оставлять на его…

  • (no subject)

    Главная Карта сайта Поиск по сайту Обратная связь О совете Руководящие органы Нормативные документы Организации…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment